Шлем – одна из основных частей мотоэкипировки. Он служит для защиты головы. Применение шлема обязательно практически во всех странах мира, с 1 июля 2008 года шлем – обязательная часть экипировки для скутеристов и мотоциклистов согласно ПДД. Наружная оболочка шлема защищает голову от ветра, воды, солнечного света и пыли, а внутренний слой поглощает энергию удара. Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Красивый шлем еще и способен создать определенный имидж, наравне с другими аксессуарами!

Зачем покупать шлем?

Шлем защищает голову за счет плотного прилегания, используя для рассеивания удара и площадь черепной коробки человека. Если вы упадете и отскочите от дороги:

  • Жесткая оболочка шлема сможет поглотить большую часть энергии удара.
  • Плотно прилегающие внутренние прокладки, которые не позволят голове болтаться внутри шлема, а также поглотят большую часть возникающей при ударе силы.
  • Чем меньше будет весить шлем, тем меньше будет воздействие силы удара на позвоночник.
  • Обтекаемая, гладкая внешняя поверхность шлема проедет по дорожному покрытию и не зацепится за него выступающими частями.
  • Шлем – одноразовый предмет экипировки. После аварии он приходит в негодность, но сохраняет вам жизнь.

Какие бывают шлемы?

Когда шлем выбран, отрегулируйте длину ремешка. И всегда застегивайте шлем, иначе его незачем покупать.

Большинство производителей шлемов рекомендуют при нормальной эксплуатации заменять шлем каждые 2 - 4 года (больший срок относится к изделиям из стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь дефекты шлема, то сделайте это раньше.

Существует несколько разновидностей шлемов.

Полностью закрытые шлемы («интегралы») созданы для быстрой езды и обеспечивают наибольшую защиту, поскольку закрывают всю голову. Они обладают хорошей звукоизоляцией, низким аэродинамическим сопротивлением, а их стекло надежно защищает лицо от воды, холодного ветра, пыли и насекомых. Современные конструкции обеспечивают неплохую многопоточную вентиляцию головы и внутренней поверхности стекла.

Шлемы, закрывающие 3/4 головы, хотя и не обеспечивают такой защиты, как «интегралы», однако имеют большой обзор, комплектуются солнцезащитным козырьком (под него можно надевать очки). Разновидность таких шлемов - с защитной подбородочной дугой, которая может быть как съемной, так и (чаще всего) выполненной заодно с основной оболочкой.

Открытые шлемы с небольшим козырьком или защитным экраном хороши для жаркой погоды, в них можно свободно есть, пить, курить и разговаривать. У них прекрасные обзорность и слышимость, малый вес (1 кг и менее). Но защита при ДТП у них самая низкая.

Есть также разновидности открытого шлема и «интеграла»: разборные шлемы, которые можно из «интеграла» превратить в открытый шлем.

Все шлемы состоят из двух основных частей: наружной – «скорлупы», или колпака, и внутренней - начинки. Наружная определяет физико-механические свойства шлема (прочность) и в значительной степени внешний вид. Внутренняя защищает голову от сотрясений и обеспечивает комфорт.

Наружные оболочки шлема изготавливают из двух видов пластмасс: стеклопластика (в том числе кевлара) и термопластичных материалов (АБС, разных полиамидов, полиэтилена низкого давления). Механическая прочность и тех и других примерно одинакова, что подтверждается сертификатами.

Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема.

Все выпускаемые в мире шлемы должны отвечать очень строгим стандартам, в России он полностью соответствует международным европейским требованиям по Правилу ЕЭК ООН № 22.

Как выбрать шлем?

1. Меряйте как можно больше различных марок - каждый производитель делает шлемы по-своему, и по-настоящему хорошо вам могут подойти только два-три шлема.

2. Шлем должен плотно сидеть на голове - если вы можете свободно улыбнуться, не скорчив при этом умопомрачительную мину, значит, шлем слишком свободный.

3. Шлем не должен причинять боль - наденьте шлем и не снимайте минут десять (например, почитайте журнал); если вы почувствуете, что у вас начинает ломить какие-то части головы, эта форма/размер шлема не подходят для формы вашей головы.

4. Сравните, какой шлем вам проще застегивать, у какого шлема вам легче пользоваться стеклом (визором); разумеется, отдавайте предпочтение той модели, которая в этом аспекте удобнее.

5. Проверяйте общее качество - лучше или хуже отделка шлема по сравнению со шлемом того же ценового диапазона, который вы смотрели до этого?

Выбирая шлем, обратите внимание на следующее:

  • Шлем должен быть заводского изготовления, желательно известных фирм.
  • На шлеме (или на ремешке) должны быть бирка соответствия стандарту; на оболочке шлема должно быть клеймо месяца и года выпуска.
  • Не ошибитесь с размером шлема. Если размер шлема подобран правильно, он должен сидеть как влитой, не вызывая отрицательных ощущений.
  • Если шлем болтается при резких поворотах, кивках головой или сваливается при расстегнутом ремешке - он велик.
  • Когда шлем выбран, отрегулируйте длину ремешка. И всегда застегивайте шлем, иначе его незачем покупать.

Большинство производителей шлемов рекомендуют при нормальной эксплуатации заменять шлем каждые 2 - 4 года (больший срок относится к изделиям из стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь дефекты шлема, то сделайте это раньше.

Как определить размер головы?

Чтобы определить правильный размер окружности головы, оберните ленту-сантиметр на расстоянии 1,5-2,5 см выше бровей, немного выше ушей и в той точке на затылке, которая дает вам наибольшую длину окружности. Измерьте голову несколько раз, чтобы избежать ошибок и найти максимальную длину окружности.

Шлем должен плотно сидеть на голове. Размер шлема вам подходит, если шлем плотно прилегает к голове, при этом не зажимает ее или не перемещается при резких движениях головой.

Размер шлема        Размер головы (см)

XXS                 52

XS                  53-54

S                   55-56

M                   57-58

L                   59-60

XL                  61-62

XXL                 63-64

 

Это примерные размеры, лучший способ выбрать шлем - померить при покупке несколько размеров.